Космическая одиссея Стэнли Кубрика.
Скромная фильмография Стэнли Кубрика насчитывает всего лишь 12 полнометражных картин (короткометражки в рассчёт брать не приходится), однако практически каждая из них в своё время оказала огромное влияние на мировой кинематограф, а некоторые стали по истине эпохальными творениями в киноискусстве. К таковым и относится фильм «2001 год: Космическая одиссея», ныне считающийся не только классикой научной фантастики, но и одним из самых, а возможно и самым, значительным достижением в данном жанре кино. Бюджет «космической одиссеи» как по нашим, так и по тем временам составил не слишком уж внушительную сумму, но несмотря на это, спецэффекты, использованные в картине, сделаны более чем качественно и даже сей час — в век высокопрофессиональной компьютерной графики смотрятся вполне себе внушительно.
Черная бесконечность космоса всегда как привлекала, так и отпугивала человеческую цивилизацию. Однако где же как не там искать ответы на вопросы, тревожащие умы людей ещё издревле. В поисках познания Высшей Истины, а так же внеземной жизни, команда исследователей отправляется на достаточно далёкую планету Юпитер. Но подход Кубрика к глубокому и масштабному раскрытию столь сложного и абстрактного вопроса, естественно не ограничился лишь показом действий героев фильма в космосе, а грамотно и достаточно обоснованно преподнёс зрителю свою точку зрения того, что на самом деле дало толчок к началу эволюции приматов. Воплощение некой Божественной сущности в виде черного монолита, четко отграниченного от остального мира своей простой, режущей глаз величием и не постижимостью, и от этого ещё более выразительной геометрической формой, действительно столь же не ясно для человеческого рассудка, сколько и сам Бог. Хотя режиссёр в последствии предельно чётко нарисует образ Абсолюта и Вечности.
С первых же минут просмотра, картина потрясает обилием не обычных сценарных и режиссёрских ходов. Здесь и достаточно продожительная музыкальная заставка, предшествующая самому видеоряду, и не торопливое повествование и развитие сюжета, в силу которого Кубрик показывает разные сцены максимально подробно и развёрнуто, поражая тогдашнюю публику спецэффектами, в итоге увеличивая общий хронометраж «космической одиссеи». Несмотря на немалую продолжительность, фильм смотрится на одном дыхании, затягивая зрителя в какой-то доселе не познанный им мир, и самое главное даёт ему возможность увидеть воочию то, о чём он мог только грезить. И впрямь картина поражает визуальными эффектами, за которые Кубрику присудили премию «Оскар».
Помимо раскрытия основной тематики, в фильме затрагивается проблема искусственного компьютерного интеллекта и его сбоев со всеми вытекающими для людей последствиями. Бунт машин в наши дни стал уже довольно избитой фишкой в кино, однако в год выхода «космической одиссеи», когда человечество обладало весьма и весьма не совершенными компьютерами и достаточно скудными знаниями в их создании, подобное смотрелось невероятно эффектно, да ещё и нагоняло не мало жути. Ведь поломка бортового компьютера на космическом корабле может стать фатальной для всей команды исследователей. Это во многом и помогло Кубрику выдержать напряжённую атмосферу в фильме и наглядно показать тогдашнему человечеству, только вошедшему в космическую эру, что постижение Вселенной требует не малой смелости, а так же тщательной проработки и продуманности действий экипажей звездолётов. Фактически, фильм опередил своё время на несколько десятков лет, практически идеально воспроизводя будущее цивилизации людей.
Саундтрек «космической одиссеи» преимущественно состоит из произведений композиторов — классиков, и идеально подходит ко всему видеоряду, лишь усиливая его величественность и глубину. Актёрская игра здесь достаточно спорная, в силу того, что основное внимание в фильме уделено, конечно же, не личностям персонажей, а анализу взаимосвязей человека, космоса и Бога, где первый является своеобразным постигателем последних и стоит пока ещё в самом начале своего исследования. А что изменилось сей час? Спустя вот уже более 40 лет с момента выхода картины, люди всё ещё так ничего толком и не знают о том, что же находится за гранью времени и Бытия, и есть ли во Вселенной Сверхразум. Заканчивается картина Кубрика как раз-таки ответом на некоторые из поставленных в её начале вопросов, а так же преподносит зрителю и новые, которые заставят его ещё больше углубиться в глубокие размышления. Особенно поражает обилием смысловой нагрузки последняя сцена, где человеческий зародыш, находящийся в сфере, летит в космическом пространстве.
100 из 100